ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ 2023 -2024

«Согласовано»

«Утверждаю»

Протокол педагогического совета

Директор МОУ «Новобытовская СШ»

№ 1 от «01» сентября 2023 г.

Л.Н. Назаренко
Приказ № 66-о/д от 01.09.2023 г

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
муниципального общеобразовательного учреждения
«Новобытовская средняя школа»
Николаевского муниципального района Волгоградской области

2023-2024 гг.
1

Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания МОУ «Новобытовская СШ» разработана:
на основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с учётом Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и Плана мероприятий
по ее реализации в 2021- 2025 гг., № 996-р и Плана мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 годах (Распоряжение Правительства Российской
Федерации от 12.11.2020 № 2945-р);
на основе Федерального закона от 04.09.2022г №371-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации";
стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года (Указ Президента Российской Федерации от
17.05.2023 № 358);
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
18.05.2023 № 372 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования" (Зарегистрирован 13.07.2023 № 74229);


Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
18.05.2023 №


370 "Об утверждении федеральной образовательной программы основногообщего образования" (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74223);
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
18.05.2023 №


371 "Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования" (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74228);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
11.12.2020 № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам
воспитания обучающихся»;


Письма Министерства просвещения Российской Федерации от 18
июля 2022 года № АБ-1951/06 «Об актуализации примерной рабочей программы воспитания», в соответствии с примерной программой воспитания,
одобренной решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию (протокол от 23.06.2022г. № 3/22);


Приказа минобразования Волгоградской области от 29.12.2016 №
133 «Об утверждении плана мероприятий по реализации в Волгоградской
области в стратегии развития воспитания в Российской Федерации на пери

2

оддо 2025 года»;
Приказ минобразования Волгоградской области и от 30.10. 2017№
574 «Об утверждении региональной программы развития воспитания»;


Программа воспитания основывается на единстве и преемственности
образовательного процесса всех уровней общего образования.
Программа предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности с целью достижения обучающимися личностных результатов образования, определённых ФГОС;
Разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов
управления школой (в том числе советов обучающихся), советов родителей.
Реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьей и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами воспитания.
Предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы,
правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе
российских базовыхконституционных норм и ценностей;
Предусматривает историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской идентичности обучающихся.
Программа включает три раздела: целевой, содержательный, организационный.
При разработке или обновлении рабочей программы воспитания её
содержание,за
исключением целевого раздела,
может изменяться в
соответствии
с особенностями образовательной организации: организационно-правовой формой,контингентом
обучающихся
и их
родителей
(законных представителей), направленностью образовательной программы, в том числе предусматривающейуглублённое
изучение отдельных
учебных
предметов, учитывающей этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся.

3

РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ
Участниками образовательных отношений являются педагогические
и другие работники МОУ «Новобытовская» (далее – Школа), обучающиеся, их родители (законные представители), представители иных организаций,
участвующие в реализации образовательного процесса в соответствии
с законодательством Российской Федерации, локальными актами Школы.
Родители (законные представители) несовершеннолетних
имеют

преимущественное

держание

воспитания

право на

воспитание

своих

обучающихся
детей.

Со-

обучающихся в Школе определяется содержанием

российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент содержания воспитания обучающихся включает духовнонравственные ценности культуры, традиционных религий народов России.
Воспитательная деятельность в Школе планируется и осуществляется в
соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания,
установленными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации
на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р). Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и
защите Родины.
1.1 . Цель и задачи воспитания обучающихся
Современный российский национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность
за настоящее и будущее страны, укоренённый в духовных и культурных
4

традициях многонационального народа РоссийскойФедерации.
В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами
Российской Федерации в сфере образования цель воспитания обучающихся
в Школе: развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно- нравственных ценностей и
принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и
старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Задачи воспитания обучающихся в Школе:
1. Усвоение ими знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний).
2. Формирование и развитие личностных отношений к этим нормам,
ценностям, традициям (их освоение, принятие).
3. Приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний.
4. Достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС.
Личностные результаты освоения обучающимися общеобразовательных программ включают осознание ими российской гражданской идентичности, сформированность у них ценностей самостоятельности и инициативы, готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностномусамоопределению, наличие мотивации к целенаправленной социально
значимой деятельности, сформированность внутренней позиции личности
как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни
5

в целом.
Воспитательная деятельность в Школе планируется и осуществляется
на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического,
системно-деятельностного,личностно-ориентированного подходов и с учётом
принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.
1.2.Направления воспитания
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности Школы по основным направлениям воспитания в соответствии с
ФГОС:


гражданское воспитание — формирование российской граждан-

ской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и
субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам,
свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры;


патриотическое воспитание — воспитание любви к родному

краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического
сознания, российской культурной идентичности;


духовно-нравственное воспитание

—

воспитание

на

основе

духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий
народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, сопереживания, справедливости, коллективизма, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков, их вере и культурным традициям;
 эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщениек лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
6

 физическое воспитание, формирование культуры здорового
образа жизни и эмоционального благополучия — развитие физических
способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
 трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;
 экологическое воспитание — формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающейсреде на
основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды;
 ценности

научного

познания

—

воспитание

стремле-

ния к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.
1.3. Целевые ориентиры результатов воспитания
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего образования.
Гражданско-патриотическое воспитание:
 Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий
представление о Родине — России, её территории, расположении.
 Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан
России, проявляющий уважение к своему и другим народам.
 Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей Родины — России, Российского государства.
7

 Понимающий значение гражданских символов (государственная
символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение.
 Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе, гражданских правах и обязанностях.
 Принимающий участие

в

жизни

класса, общеобразовательной

организации, в доступной по возрасту социально значимой деятельности.
Духовно-нравственное воспитание:
 Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего
народа, семейные ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности.
 Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий
индивидуальность и достоинство каждого человека.
 Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважающий старших.
 Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознающий ответственность за свои поступки.
 Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с
людьми разных народов, вероисповеданий.
 Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы,
родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению.
Эстетическое воспитание:
 Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей.
 Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре.
 Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах
8

художественной деятельности, искусстве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
 Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа
жизни, в том числе в информационной среде.
 Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены,
безопасного поведения в быту, природе, обществе.
 Ориентированный на физическое развитие с учётом возможностей
здоровья, занятия физкультурой и спортом.
 Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учётом
возраста.
Трудовое воспитание
 Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества.
 Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда, ответственное потребление.
 Проявляющий интерес к разным профессиям.
 Участвующий в различных видах доступного по

возрасту труда,

трудовой деятельности.
Экологическое воспитание:
 Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду.
 Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам.
 Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм.
Ценности научного познания:
 Выражающий познавательные интересы, активность, любознатель9

ность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.
 Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой
и неживой природы, о науке, научном знании.
 Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и
осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знания.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного
общего образования.
Гражданское воспитание:
 Знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе.
 Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему
народа России, тысячелетней истории российской государственности на основе исторического просвещения, российского национального исторического
сознания.
 Проявляющий уважение к государственным символам России,
праздникам. Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации своих гражданских прав и свобод при уважении
прав и свобод, законных интересов других людей.
 Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в обществе.
 Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том числе
в социально

самоуправлении, ориентированный на участие

значимой деятельности, в том числе гуманитарной.

Патриотическое воспитание:
 Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ, его традиции, культуру.
10

 Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию
своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране.
 Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края, своего народа, других народов России.
 Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения,
героев и защитников Отечества в прошлом и современности.
 Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.
Духовно-нравственное воспитание:
 Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа, ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учётом национальной, религиозной принадлежности).
 Выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и норм с учётом осознания последствий поступков.
 Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков,
поведения, противоречащих традиционным в России духовно-нравственным
нормам и ценностям.
 Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях индивидуального и общественного пространства, значение
и ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов
в России, умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий.
 Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным
семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для
создания семьи, рождения и воспитания детей.
11

 Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку
и литературе как части духовной культуры своего народа, российского общества.
Эстетическое воспитание:
 Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в искусстве.
 Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния на поведение людей.
 Сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение нравственных
норм, ценностей, традиций в искусстве.
 Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в
художественном творчестве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
 Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение
личных усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила
безопасности, безопасного поведения, в том числе в информационной среде.
 Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и
отдыха, регулярную физическую активность).
 Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления
алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их
последствий, вреда для физического и психического здоровья.
 Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и
других людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием.
 Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информаци12

онным и природным условиям, стрессовым ситуациям.
Трудовое воспитание:
 Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей.
 Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний.
 Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в российском обществе.
 Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье,
общеобразовательной организации, своей местности) технологической и социальной направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность.
 Выражающий готовность к осознанному выбору и построению
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом
личных и общественных интересов, потребностей.
Экологическое воспитание:
 Понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их решения, значение экологической культуры человека, общества.
 Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в
условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.
 Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе.
 Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в области охраны природы, планирования своих
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды.
 Участвующий в

практической

природоохранной направленности.
Ценности научного познания:
13

деятельности

экологической,

 Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом индивидуальных интересов, способностей, достижений.
 Ориентированный в деятельности на систему научных представлений о закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой.
 Развивающий навыки использования различных средств познания,
накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в
информационной, цифровой среде).
 Демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания,
исследовательской деятельности.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне среднего
общего образования.
Гражданское воспитание:
 Осознанно выражающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе.
 Сознающий своё единство с народом России как источником власти
и субъектом тысячелетней российской государственности, с Российским государством, ответственность за его развитие в настоящем и будущем на основе исторического просвещения, сформированного российского национального исторического сознания.
 Проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно отстаивать суверенитет и достоинство народа России и Российского
государства, сохранять и защищать историческую правду.
 Ориентированный на активное гражданское участие на основе уважения закона и правопорядка, прав и свобод сограждан.
 Осознанно и деятельно выражающий неприятие любой дискримина14

ции по социальным, национальным, расовым, религиозным признакам, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности.
 Обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (в ученическом самоуправлении, волонтёрском движении, экологических, военно-патриотических и др. объединениях, акциях, программах).
Патриотическое воспитание:
 Выражающий свою национальную, этническую принадлежность,
приверженность к родной культуре, любовь к своему народу.
 Сознающий причастность к многонациональному народу Российской
Федерации, Российскому Отечеству, российскую культурную идентичность.
 Проявляющий деятельное ценностное отношение к историческому и
культурному наследию своего и других народов России, традициям, праздникам, памятникам народов, проживающих в родной стране — России.
 Проявляющий
за

уважение

к

соотечественникам, проживающим

рубежом, поддерживающий их права, защиту их интересов в сохранении

российской культурной идентичности.
Духовно-нравственное воспитание:
 Проявляющий

приверженность

традиционным

духовно-

нравственным ценностям, культуре народов России с учётом мировоззренческого, национального, религиозного самоопределения.
 Действующий и оценивающий своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовнонравственных ценностей и норм с осознанием последствий поступков, деятельно выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих этим ценностям.
 Проявляющий уважение к жизни и достоинству каждого человека,
свободе мировоззренческого выбора и самоопределения, к представителям
различных этнических групп, религий народов России, их национальному
15

достоинству и религиозным чувствам с учётом соблюдения конституционных прав и свобод всех граждан.
 Понимающий и деятельно выражающий ценность межрелигиозного,
межнационального согласия людей, народов в России, способный вести диалог с людьми разных национальностей, религиозной принадлежности, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.
 Ориентированный на создание устойчивой семьи на основе российских традиционных семейных ценностей; понимания брака как союза мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания в семье детей;
неприятия насилия в семье, ухода от родительской ответственности.
 Обладающий сформированными представлениями о ценности и значении в отечественной и мировой культуре языков и литературы народов
России, демонстрирующий устойчивый интерес к чтению как средству познания отечественной и мировой духовной культуры.
Эстетическое воспитание:
 Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, российского и мирового художественного наследия.
 Проявляющий восприимчивость

к разным видам искусства,

понимание эмоционального воздействия искусства, его влияния на поведение людей, умеющий критически оценивать это влияние.
 Проявляющий понимание художественной культуры как средства
коммуникации и самовыражения в современном обществе, значения нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве.
 Ориентированный на осознанное творческое самовыражение, реализацию творческих способностей в разных видах искусства с учётом российских традиционных духовных и нравственных ценностей, на эстетическое
обустройство собственного быта.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
16

 Понимающий и выражающий в практической деятельности ценность
жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья других людей.
 Соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в том
числе безопасного поведения в информационной среде.
 Выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, физическую
активность), стремление к физическому совершенствованию, соблюдающий
и пропагандирующий безопасный и здоровый образ жизни.
 Проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных
привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, любых форм зависимостей), деструктивного поведения в обществе и цифровой среде, понимание их вреда для физического и психического здоровья.
 Демонстрирующий навыки рефлексии своего состояния (физического, эмоционального, психологического), состояния других людей с точки зрения безопасности, сознательного управления своим эмоциональным состоянием, развивающий способности адаптироваться к стрессовым ситуациям в
общении, в разных коллективах, к меняющимся условиям (социальным,
информационным, природным).
Трудовое воспитание:
 Уважающий труд, результаты труда, трудовые и профессиональные
достижения своих земляков, их вклад в развитие своего поселения, края,
страны, трудовые достижения российского народа.
 Проявляющий способность к творческому созидательному социально значимому труду в доступных по возрасту социально-трудовых ролях, в
том числе предпринимательской деятельности в условиях самозанятости или
наёмного труда.
 Участвующий в социально значимой трудовой деятельности разного
вида в семье, общеобразовательной организации, своей местности, в том
17

числе оплачиваемом труде в каникулярные периоды, с учётом соблюдения
законодательства.
 Выражающий осознанную готовность к получению профессионального образования, к непрерывному образованию в течение жизни как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
 Понимающий специфику трудовой деятельности, регулирования
трудовых отношений, самообразования и профессиональной самоподготовки
в информационном высокотехнологическом обществе, готовый учиться и
трудиться в современном обществе.
 Ориентированный на осознанный выбор сферы трудовой, профессиональной деятельности в российском обществе с учётом личных жизненных планов, потребностей своей семьи, общества.
Экологическое воспитание:
 Демонстрирующий в поведении сформированность экологической
культуры на основе понимания влияния социально-экономических процессов
на природу, в том числе на глобальном уровне, ответственность за действия
в природной среде.
 Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред
природе.
 Применяющий знания естественных и социальных наук для разумного, бережливого природопользования в быту, общественном пространстве.
 Имеющий и развивающий опыт экологически направленной,
природоохранной, ресурсосберегающей деятельности, участвующий в его
приобретении другими людьми.
Ценности научного познания:
 Деятельно выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом своих интересов, способностей, достижений.
 Обладающий представлением о современной научной картине мира,
достижениях науки и техники, аргументированно выражающий понимание
18

значения науки в жизни российского общества, обеспечении его безопасности, гуманитарном, социально- экономическом развитии России.
 Демонстрирующий навыки критического мышления, определения
достоверной научной информации и критики антинаучных представлений.
 Развивающий и применяющий навыки наблюдения, накопления и
систематизации фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности.
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1.

Уклад Школы

МОУ «Новобытовская СШ» является общеобразовательной школой, численность обучающихся на 1 сентября 2023 года составляет 28 человек, численность педагогического коллектива – 8 человек. Обучение ведётся с 1 по 9
класс по двум уровням образования: начальное общее образование
и основное общее образование.
Поселок, в котором находится школа, удален от районного центра на 72 км.
Школа работает в 1 смену, учебные занятия проходят с 8.25 до 14.30.
Вторая половина дня: внеурочные занятия, индивидуальные консультации
для учащихся, родителей, внешкольные и общешкольные мероприятия. В
поселке имеется Дом культуры и библиотека.
В школе есть спортивный зал, футбольное поле, актовый зал, компьютерный
класс, библиотека, столовая, достаточное количество кабинетов для образования и воспитания обучающихся.
Среда воспитательной системы МОУ «Новобытовская СШ» включает в себя
не только возможности школы, но и социокультурные ресурсы поселения.
В связи с тем, что здание школы находится рядом с дорогой, особое внимание уделяется профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Опыт проведения воспитательной работы по профилактике детской дорожно-транспортной безопасности, пожарной безопасности, проявлений экстремизма и терроризма и других негативных явлений в подростковой среде, напряжённая ситуация в стране. Следует отметить, что в школе обучаются дети
из семей разных уровней жизни. Достаточно большой процент детей – из не19

полных семей, опекунских и многодетных семей. Учитывая проблемы современного общества, касающиеся поведения подростков и особенности
контингента школы, возникла необходимость внедрения модуля «Профилактика и безопасность».
Т.о. данная программа воспитания направлена на решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми.
Воспитательная программа показывает, каким образом педагоги могут
реализовать воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности.
В центре программы воспитания МОУ «Новобытовская СШ» находится
личностное развитие обучающихся в соответствии с ФГОС , формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира.
Процесс воспитания в Школе основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников:
–

принцип уважения к личности ребенка, веры в способности и возмож-

ности любого ребенка к совершенствованию;
–

принцип доверия обучающимся при принятии решений, реализации

дел, отнесенных к их зоне ответственности;
–

принцип гуманизации межличностных отношений, недопустимости

любых форм и видов травли, насилия, проявления жестокости;
–

принцип взаимоуважения и сотрудничества взрослых и детей;

–

принцип соблюдения прав и защиты интересов обучающихся;

–

принцип учета интересов, запросов и мнения обучающихся, родителей

при принятии управленческих решений.
Основными традициями воспитания в Школе являются:
– выстраивание системы воспитательных мероприятий на основе общешкольных дел, равноправными участниками которых на всех этапах реализации являются сами обучающиеся;
20

– создание ситуаций для проявления активной гражданской позиции
обучающихся через развитие ученического самоуправления, волонтерского
движения, включение в деятельность РДШ;
– реализация процессов воспитания и социализации обучающихся с использованием ресурсов социально-педагогического партнёрства.
Наиболее

значимые

традиционные

дела, события, мероприя-

тия, составляющие основу воспитательной системы Школы:
 Акции, посвящённые значимым датам страны.
 Ритуалы посвящения в первоклассники, пятиклассники, старшеклассники.
 Мероприятия с использованием интерактивных локаций и тематических активностей: «Неделя толерантности», «Неделя профориентации»,
«Неделя Добра», «Неделя российской науки», «Декада «Мы – за ЗОЖ!»»,
«Марафон добрых дел».
 КТД «Новогодний переполох».
 Деловая игра «Выборы Президента школы» (5-9 кл.).
 Интерактивная игра «Космический бум».
 Фестиваль патриотической песни «Этих дней не смолкнет слава!».
 Торжественная линейка «1 сентября».
 Праздник «Прощание с начальной школой».
 Праздники Последнего звонка.
 Фестиваль «Дружба народов».
 Торжественная церемония вручения аттестатов.
 Спортивные мероприятия в рамках деятельности школьного спортивного клуба.
Школа участвует в следующих значимых проектах и программах,
включённых в систему воспитательной деятельности:
 Федеральный профориентационный проект «Билет в будущее»
.
21

В школе реализуются следующие инновационные воспитательные
практики:
 Проведение общешкольных мероприятий в формате интерактивных
локаций, когда учащиеся в свободном режиме самостоятельно либо с помощью педагога (1-4 классы), выполняют содержательные игровые задания,
предполагающие актуализацию имеющегося социально-значимого опыта либо знакомство с имеющейся здесь же стендовой информацией. Прекрасно
дополняют данный формат различные тематические активности.
Опыт школы показал, что ненавязчивость, возможность свободного
выбора, отсутствие авторитарности и обязательности, красочность, современный дизайн делают интерактивные локации привлекательными и востребованными среди учащихся, позволяют охватить большое количество учащихся.
 Программа обучения классных руководителей эффективным технологиям, методам и приёмам работы с обучающимися, родителями (законными
представителями).
Проблемные зоны, дефициты по достижению эффективных результатов в воспитательной деятельности:
 Несогласованность действий различных субъектов образовательного
процесса при осуществлении работы с неуспевающими обучающимися и как
следствие – работа в режиме «скорой помощи», невозможность планирования качественной профилактической и коррекционной работы.
 Проблемы применения современных методик и технологий воспитания
в деятельности классных руководителей, преобладания мероприятийного, а
не деятельностного подхода.
Для решения обозначенных проблем реализованы следующие мероприятия:
 Прохождение курсовой подготовки классных руководителей эффективным технологиям, методам и приёмам работы с обучающимися, родителями (законными представителями).
22

 Разработан

алгоритм

действий

администрации,

педагогов-

предметников, классных руководителей по профилактике неуспеваемости
обучающихся, работе с неуспевающими учащимися.
Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Основные школьные дела
Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел
предусматривает:
 общешкольные многодневные тематические мероприятия, направленные на формирование личностных результатов обучающихся: Неделя толерантности, Марафон добрых дел, Неделя профориентации, Декада «Мы за
ЗОЖ!», Неделя добра, КТД «Новогодний переполох» и др.;
 ежегодные мероприятия, связанные с общероссийскими, региональными, муниципальными праздниками, памятными датами, в которых участвуют
все классы: мероприятия в рамках календаря знаменательных дат;
 участие во всероссийских акциях, проектах, посвящённых значимым
событиям в России, мире: проект «Огневые рубежи», акции «Блокадный
хлеб», «Диктант Победы», «Свеча памяти», «Час Земли», «Сад памяти» и
др.);
 торжественные мероприятия, связанные с завершением образования,
переходом на следующий уровень образования: Последний звонок, церемония вручения аттестатов, праздник «Прощание с начальной школой»;
 мероприятия, символизирующие приобретение новых социальных
статусов в общеобразовательной организации, обществе: ритуалы посвящения в первоклассники, «Прощай, Азбука;
 федеральные, региональные и муниципальные проекты, направленные на достижение целевых ориентиров воспитания: проекты «Билет в будущее», «Ответственное родительство»; конкурс «Большая перемена» и др.
 социальные проекты в общеобразовательной организации, совместно
разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогами, в том числе
23

с участием социальных партнёров: «Россия – моя история» и др.
 мероприятия благотворительной, экологической, патриотической,
трудовой и других направленностей: тематические викторины, квесты, квизы, флешмобы; акции по благоустройству и оформлению школьной территории, фестиваль «Этих дней не смолкнет слава!», фестиваль талантов, выставки рисунков и фотографий, оформление тематических экспозиций и др.
 участие во Всероссийских онлайн-уроках Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования;
 через формирование творческих групп как на уровне класса, так и на
уровне Школы вовлечение по возможности каждого обучающегося в
школьные дела в разных ролях (сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов, ведущих, оформителей, музыкальных редакторов,
ответственных за костюмы и оборудование, за приглашение и встречу гостей и т. д.), помощь обучающимся в освоении навыков подготовки, проведения, анализа общешкольных дел;
 наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки,
проведения, анализа основных школьных дел, мероприятий, их отношениями с обучающимися разных возрастов, с педагогами и другими взрослыми с последующей корректировкой организации взаимодействия с обучающимися.
Классное руководство
Реализация воспитательного потенциала классного руководства как
деятельности педагогических работников, осуществляющих классное руководство в качестве особого вида педагогической деятельности, направленной, в
первую очередь, на решение задач воспитания и социализации обучающихся, предусматривает:
 планирование и проведение классных часов/мероприятий целевой воспитательной,тематической направленности (не реже 1 раза в неделю);
 еженедельное проведение информационно-просветительских занятий
«Разговоры о важном» (в рамках внеурочной деятельности);
24

 инициирование и поддержку участия класса в общешкольных делах,
мероприятиях, оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе;
 организацию интересных и полезных для личностного развития обучающихся совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с
разными потребностями, способностями, давать возможности для самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для них
значимым взрослым, задающим образцы поведения;
 сплочение коллектива класса через игры и тренинги на командообразование (с возможным привлечением педагога-психолога), внеучебные и внешкольные мероприятия, походы, экскурсии, празднования дней рождения
обучающихся, классные вечера;
 выработку совместно с обучающимися Кодекса класса;
 ознакомление и контроль соблюдения Правил внутреннего распорядка
для обучающихся Школы;
 изучение особенностей личностного развития обучающихся путём наблюдения за их поведением в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, беседах по нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед с родителями, учителями, а также (при
необходимости) со школьным психологом;
 доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками, родителями или педагогами, успеваемость и т. д.), совместный поиск решений проблем, коррекцию поведения обучающихся через частные беседы индивидуально и вместе
с их родителями, с другими обучающимися класса;
 индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных
портфолио, в которых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения (по желанию);
 регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные
25

на формирование единства требований по вопросам воспитания и обучения,
предупреждение и/или разрешение конфликтов между учителями и обучающимися;
 инициирование / проведение мини-педсоветов для решения конкретных проблем класса, интеграции воспитательных влияний педагогов на обучающихся, привлечение учителей-предметников к участию в классных делах, дающих им возможность лучше узнавать и понимать обучающихся, общаясь и наблюдая их во внеучебной обстановке, участвовать в родительских
собраниях класса;
 организацию и проведение регулярных родительских собраний (не реже 1 раза в четверть), информирование родителей об успехах и проблемах
обучающихся, их положении в классе, жизни класса в целом, помощь родителям и иным членам семьи в отношениях с учителями, администрацией;
 регулярное информирование родителей по вопросам ответственности
за воспитание детей, обеспечения безопасности, соблюдения правил дорожной безопасности, правил пожарной безопасности и др. через классные чаты
в мессенджерах;
 создание и организацию работы родительского актива класса,
участвующего в решении вопросов воспитания и обучения в классе, Школе;
 привлечение родителей (законных представителей), членов семей
обучающихся к организации и проведению воспитательных дел, мероприятий в классе и Школе;
 организацию участия родителей (законных представителей) в общешкольных родительских собраниях, конференциях по актуальным темам
воспитания и обучения;
 проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и т. п.
Урочная деятельность
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока
предполагает ориентацию на целевые приоритеты, связанные с возрастными
26

особенностями учащихся и обеспечивает:
 установление субъект-субъектных отношений в процессе учебной дея-

тельности через делегирование учащимся ряда учительских, в том числе и
дидактических полномочий; проявление доверия к детям со стороны педагогов, уважения к их достоинству и чести; акцентирование внимания на индивидуальных особенностях, интересах, увлечениях, привычках того или иного
ученика;
 использование воспитательных возможностей предметного содержания

через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, музыки для прослушивания, тем для рисования, проблемных ситуаций для обсуждения, а также ситуаций, предполагающих ценностный выбор;
 создание позитивных и конструктивных отношений между учителем и

учениками через похвалу, выделение сильных сторон ученика, организацию
совместной творческой деятельности; установление сотруднических отношений в продуктивной деятельности, использование мотивирующего потенциала юмора, обращение к личному опыту учащихся, проявление внимания к
ученикам, требующим такого внимания;
 побуждение обучающихся соблюдать правила внутреннего распорядка,

нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогами, соответствующие укладу Школы, установление и поддержку доброжелательной атмосферы через закрепление за каждым учащимся своего места, использование привлекательных для детей традиций, демонстрацию собственного примера;
 организацию шефства мотивированных и эрудированных обучающихся

над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
 инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучаю-

щихся в форме индивидуальных и групповых проектов;
 включение учителями в рабочие программы по всем учебным предме27

там, курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учёт в
формулировках воспитательных задач уроков, занятий, освоения учебной
тематики, их реализацию в обучении;
 включение учителями в рабочие программы учебных предметов, кур-

сов, модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы;
 выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное

воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и
задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности;
 привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучае-

мых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений,
высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к
изучаемым событиям, явлениям, лицам;
 применение

интерактивных

форм

учебной

работы – ин-

теллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического мышления.
Внеурочная деятельность
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в
целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся осуществляется в рамках выбранных обучающимися курсов, занятий, дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ:
Уровень начального общего образования:
Целевая
Курс/программа
аудитория
1-4 классы «Разговоры о важном»
1-4 классы «Учимся с увлечением»

28

Количество часов в неделю
1
1

1-4 классы «Игры народов мира»

1

Уровень основного общего образования:
Целевая
Курс/программа
аудитория
5-9
«Разговоры о важном»
5- 6
ОДНКНР
6-9
«Билет в будущее» «Россия — мои горизонты»
5-9
Гандбол
8
«Школьникам о коррупции»
5-9
Литературная гостинная

Количество часов в неделю
1
1
1
1
1
1

Взаимодействие с родителями (законными представителями)
Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями
(законными представителями) обучающихся предусматривает:
 создание и деятельность в Школе и классах представительных органов
родительского

сообщества (Родительский совет, родительские активы

классных коллективов), участвующих в обсуждении и решении вопросов воспитания и обучения;
 деятельность представителей родительского сообщества в Управляющем совете Школы, комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (делегаты от Родительского совета);
 тематические родительские собрания в классах согласно утвержденной
циклограмме, общешкольные родительские собрания по вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся и педагогов, условий обучения и воспитания, либо направленные на обсуждение актуальных вопросов, решение
острых школьных проблем;
 организацию участия родителей в вебинарах, Всероссийских родительских уроках, собраниях на актуальные для родителей темы;
 Дни открытых дверей, в которые родители (законные представители)
29

могут посещать уроки и внеурочные занятия;
 общешкольные родительские конференции, где подводятся итоги работы Школы за учебный год, обсуждаются проблемы и пути их решения; презентационные площадки, где представляются различные направления работы
Школы, в том числе дополнительное образование;
 информирование родителей (законных представителей) о жизни школы, актуальных вопросах воспитания, ответственности за воспитание через сообщество Школы в социальной сети «ВКонтакте», чаты в мессенджерах;
 обсуждение в классных мессенджерах с участием педагога интересующих родителей вопросов, согласование совместной деятельности;
 участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях,
предусмотренных Положением о психолого-педагогическом консилиуме
Школы в соответствии с порядком привлечения родителей (законных представителей);
 привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и
проведению классных и общешкольных мероприятий;
– в течение первой недели после каникул, комиссии родительского контроля организации и качества питания обучающихся (еженедельно);
 реализацию муниципального проекта «Ответственное родительство»;
 организацию встреч по запросу родителей с педагогом-психологом, социальным педагогом; проведение индивидуальных консультаций для родителей с целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей;
 при наличии среди обучающихся детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, приёмных детей целевое взаимодействие с их законными
представителями.
Самоуправление
Реализация воспитательного потенциала ученического самоуправления в Школе предусматривает:
 организацию и деятельность органов классного самоуправления,
30

Школьного парламента, избранных обучающимися в процессе классных деловых игр, а также школьных деловых игр «Выборы депутатов Школьного
парламента», «Выборы Президента школы»;
 представление Школьным парламентом интересов обучающихся в
процессе управления Школой, формирования её уклада (в том числе на заседаниях Управляющего совета);
 защиту Школьным парламентом законных интересов и прав обучающихся;
 участие Школьного парламента в разработке, обсуждении и реализации рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной
работы;
 участие Школьного парламента в поведении самоанализа воспитательной деятельности в Школе;
 осуществление Школьным парламентом работы по соблюдению обучающимися Правил внутреннего распорядка обучающихся Школы;
 работу Совета министров;
 реализацию/развитие деятельности Российского движения школьников.
Профориентация
Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы
Школы предусматривает:
 проведение профориентационных классных часов и психологических
занятий, направленных на подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
 профориентационные игры (симуляции, деловые игры, квесты, кейсы),
расширяющие знания о профессиях, способах выбора профессий, особенностях, условиях разной профессиональной деятельности;
 экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные представления о существующих профессиях и условиях работы;
 посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, лаге31

рей, дней открытых дверей в организациях профессионального, высшего образования;
 совместное с педагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов,
посвящённых выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, онлайн-курсов по интересующим профессиям и направлениям профессионального образования;
 участие в работе всероссийских профориентационных проектов: «Билет в будущее», «ПроеКториЯ», «Шоу профессий»;
 индивидуальное консультирование педагогом-психологом обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам склонностей, способностей, иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в выборе ими будущей профессии;
 освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов
по выбору, включённых в обязательную часть образовательной программы, в
рамках компонента об участниках образовательных отношений, внеурочной
деятельности или в рамках дополнительного образования;
 участие в работе мобильного технопарка «Кванториум»;
 оформление тематических стендов, ведение тематической рубрики в
сообществе школы в Вконтакте;
 участие в программе «Медицинское волонтерство»;
 организация профессиональных проб на базе Школы (профессия «учитель»).
Профилактика и безопасность
Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды
в Школе предусматривает:
 участие во Всероссийских неделях и акциях безопасности;
 мероприятия в рамках декад безопасности дорожного движения;
 организацию участия обучающихся в социально-психологическом
32

тестировании;
 мероприятия в рамках деятельности социально-психологической
службы, школьной службы медиации;


создание в Школе эффективной профилактической среды обеспе-

чения безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности;


профилактические

мероприятия

с

участием

сотрудников

ГИБДД МО МВД России по Николаевскому району;


индивидуальную работу с обучающимися и их родителями (закон-

ными представителями) в рамках работы Совета профилактики;


инструктажи обучающихся (согласно утвержденного плана), пись-

менное информирование родителей об ответственности за безопасность и
здоровье детей в каникулярное время, а также ситуациях, связанных с риском для здоровья и безопасности обучающихся;


тематические классные часы и родительские собрания по вопросам

профилактики деструктивного поведения, правонарушений несовершеннолетних (согласно планам ВР классных руководителей), в том числе с использование материалов Всероссийского проекта «Здоровая Россия – общее дело»;


проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ре-

сурсов повышения безопасности, в том числе с использованием онлайнсервисов;


психолого-педагогическое сопровождение групп риска обучаю-

щихся по разным направлениям (агрессивное поведение, зависимости, суицидальное поведение и др.).


индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия

с обучающимися групп риска, консультаций с их родителями (законными
представителями), в т. ч. с привлечением специалистов учреждений системы профилактики;
33



разработку и реализацию профилактических программ, направлен-

ных на работу как с девиантными обучающимися, так и с их окружением;
организацию межведомственного взаимодействия (в том числе комплексных индивидуальных программ сопровождения обучающихся из категории
«СОП»);


профилактические занятия, направленные на формирование соци-

ально одобряемого поведения, развитие навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативным воздействиям, групповому давлению;


включение обучающихся в деятельность, альтернативную девиант-

ному поведению, а также в различные профилактические программы (антинаркотические, антиалкогольные, против курения; безопасность в цифровой среде; профилактика вовлечения в деструктивные группы в социальных сетях, деструктивные молодёжные, религиозные объединения, культы,
субкультуры; безопасность дорожного движения; безопасность на воде,
безопасность на транспорте; противопожарная безопасность; гражданская
оборона; антитеррористическая, антиэкстремистская безопасность и т. д.);
 профилактику правонарушений, девиаций посредством организации
деятельности, альтернативной девиантному поведению — познания (путешествия), испытания себя (походы, спорт), значимого общения, творчества,
деятельности (в том числе профессиональной, религиозно- духовной, благотворительной, художественной и др.);
 предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в
случаях появления, расширения, влияния в Школе маргинальных групп обучающихся (оставивших обучение, криминальной направленности, с агрессивным поведением и др.);
 мониторинг деструктивных проявлений обучающихся, включающий
мониторинг страниц обучающихся в социальной сети ВКонтакте (ежеквартально);
 включение обучающихся в социально-одобряемую деятельность во
внеурочное время, в т. ч. – в занятия объединений дополнительного образо34

вания;
 организация психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) в целях профилактики расширения групп семей
обучающихся, требующих специальной психолого-педагогической поддержки и сопровождения (слабоуспевающие, социально запущенные, социально
неадаптированные дети-мигранты, обучающиеся с ОВЗ и т. д.).
Внешкольные мероприятия
Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий
предусматривает:
 общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с социальными партнёрами Школы;
 внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности, организуемые педагогами по изучаемым в Школе учебным предметам, курсам, модулям;
 посещение учреждений культуры г. Николаевска;
 выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых складывается детско-взрослая общность,характеризующаяся доверительными взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта.
Организация предметно-пространственной среды
Реализация воспитательного потенциала предметно- пространственной
среды предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся,
других участников образовательных отношений по её созданию, поддержанию, использованию в воспитательном процессе:
 оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в общеобразовательную организацию государственной символикой Российской Федерации;
 организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного флага Российской Федерации;
35

 размещение карт России, регионов, муниципальных образований (современных и исторических, точных и стилизованных, географических, природных, культурологических, художественно оформленных, в том числе
материалами, подготовленными обучающимися) с изображениями значимых
культурных объектов местности, региона, России, памятных исторических,
гражданских, народных мест почитания, портретов выдающихся государственных деятелей России, деятелей культуры, науки, производства, искусства,
военных, героев и защитников Отечества;
 разработку, оформление, поддержание, использование в воспитательном процессе памятной доски с именем Героя Советского Союза (после присвоения имени);
 оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях (лестничный пролёт, рекреации), сообщества школы в ВК, содержащих в доступной, привлекательной форме новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовно-нравственного содержания, фотоотчёты об
интересных событиях,поздравления педагогов и обучающихся и т. п.;
 подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих
их способности, знакомящих с работами друг друга;
 поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в
общеобразовательной организации, доступных и безопасных рекреационных
зон, озеленение территории при общеобразовательной организации;
 разработку, оформление, поддержание и использование игровых пространств, спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого отдыха;
 деятельность классных руководителей вместе с обучающимися, их родителями по благоустройству, оформлению классных кабинетов, пришкольной территории;
 разработку и оформление пространств проведения значимых событий,
праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров (собы36

тийный дизайн, интерактивные локации);
 публикацию тематических постов в сообществе школы в ВК (новости,
полезная информация, информация патриотической и гражданской направленности);
 разработку и обновление материалов (стендов, плакатов), акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания ценностях, правилах, традициях, укладе общеобразовательной организации, актуальных вопросах профилактики и безопасности.
Предметно-пространственная

среда

строится

как максимально

доступная для обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Социальное партнёрство
Реализация воспитательного потенциала социального партнёрства предусматривает:
 участие представителей организаций-партнёров, в том числе в соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий
в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни открытых дверей, государственные, региональные, школьные праздники, торжественные мероприятия и т. п.);
 участие представителей организаций-партнёров в проведении отдельных уроков, внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей тематической направленности;
 проведение на базе организаций-партнёров отдельных уроков, занятий,
внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;
 открытые дискуссионные площадки (детские, педагогические, родительские, совместные) с представителями организаций-партнёров для обсуждений актуальных проблем, касающихся жизни общеобразовательной организации, муниципального образования, региона, страны;
 социальные проекты, совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися, педагогами с организациями-партнёрами благотворительной,
экологической, патриотической, трудовой и т. д. направленности, ориентиро37

ванные на воспитание обучающихся, преобразование окружающего социума,
позитивное воздействие на социальное окружение.
Социальными партнерами МОУ «Новобытовская СШ» являются:
№

Социальные партнеСовместная деятельность
ры
1. Новобытовская
сель- Участие в акциях, в конкурсах, проектах,
ская библиотека
игровых мероприятиях, совместное проведение библиотечных уроков, тематических
занятий, посещение выставок.
2. Новобытовский СДК
Организация совместных мероприятий.
Участие в акциях, в конкурсах, игровых
мероприятиях. Школьники ОУ вовлечены в
кружки СДК.
3. Новобытовский ФАП
Организация совместных мероприятий, акций.
4. МКУ МЦ «Импульс»
Участие в спортивных мероприятиях, соревнованиях, конкурсах.
5. ФОК г. Николаевска
Участие в спортивных мероприятиях, соревнованиях, конкурсах.
Сдача норм ГТО.
6. ПУ-44 г. Николаевска
Организация совместной работы по профессиональной ориентации школьников.
7. ДЮСШ г. Николаевска Участие в спортивных мероприятиях, соревнованиях, конкурсах.
Сдача норм ГТО.
8. Музей
краеведения Участие в экскурсиях, акциях, в конкурсах,
"Земля-Космос"
проектах, игровых мероприятиях, совместное проведение библиотечных уроков, тематических занятий, посещение выставок.
9. МКУК "ЦРБ" (Цен- Участие в экскурсиях, акциях, в конкурсах,
тральная районная биб- проведение библиотечных уроков, тематилиотека)
ческих занятий, посещение выставок.
10. Отдела по делам ГО и Организация совместной работы.
ЧС
11. ПДН ОУУП и ПДН
Организация совместной работы.
ОМВД России по Николаевскому району
38

РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
Кадровое обеспечение
Реализацию рабочей программы воспитания обеспечивают следующие педагогические работники образовательной организации:
Должность
Директор

Кол-во Функционал
1

Осуществляет контроль развития системы организации воспитания обучающихся.

Заместитель

1

Осуществляет контроль реализации воспита-

директора по

тельного потенциала урочной и внеурочной

УВР (ответст-

деятельности, организует работу с неуспеваю-

венная за ор-

щими и слабоуспевающими учащимися и их

ганизацию

родителями (законными представителями), учи-

УВР)

телями-предметниками. Организует методическое сопровождение и контроль учителейпредметников по организации индивидуальной
работы с неуспевающими и слабоуспевающими
обучающимися, одаренными учащимися, , из
семей «группы риска».

Заместитель

1

Организует воспитательную работу в образова-

директора по

тельной организации: анализ, принятие управ-

ВР

ленческих решений по результатам анализа,

(ответственная

планирование, реализация плана, контроль реа-

за организа-

лизации плана.

цию ВР)

Контролирует организацию питания в образовательной организации.
Курирует деятельность Школьного парламента,
волонтёрского объединения, Родительского и
Управляющего советов.
39

Курирует деятельность объединений дополнительного образования, Школьного спортивного
клуба.
Курирует

деятельность

педагогов-

организаторов, педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, классных руководителей.
Обеспечивает работу «Навигатора дополнительного образования» в части школьных программ.
Педагог-

1

психолог

Организует психологическое сопровождение
воспитательного процесса: проводит коррекционные занятия с учащимися, состоящими на
различных видах учёта; консультации родителей (законных представителей) по корректировке детско-родительских отношений, обучающихся по вопросам личностного развития.
Руководит социально-психологической службой, является куратором Школьной службой
медиации.
Проводит занятия с обучающимися, направленные на профилактику конфликтов, буллинга,
профориентацию др.

Классный

7

руководитель

Организует воспитательную работу с обучающимися и родителями на уровне классного коллектива.

Учитель-

7

Реализует воспитательный потенциал урока.

предметник
Нормативно-методическое обеспечение
40

Воспитательная деятельность в Школе регламентируется следующими
локальными актами:
– Положение о классном руководстве.
– Положение о социально-психологической службе.
–

Положение о совете профилактики безнадзорности и правонарушений

несовершеннолетних.
– Положение о Родительском совете.
– Положение об Управляющем совете.
– Положение о Школьном парламенте.
– Положение о комиссии по урегулированию споров.
– Положение о физкультурно-спортивном клубе.
– Положение о школьной форме и внешнем виде учащихся.
– Положение о постановке детей и семей на ВШУ.
– Календарные планы воспитательной работы по уровням образования.
– Планы воспитательной работы классных руководителей.
– План работы социально-психологической службы.

Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями
В настоящее время в МОУ «Новобытовская СШ»

нет

детей

с ОВЗ.
Анализ воспитательного процесса
Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными результатами
обучающихся на уровнях начального общего, основного общего, среднего
общего образования, установленными соответствующими ФГОС.
Самоанализ организуемой МОУ «Новобытовская СШ» воспитательной работы осуществляется по выбранным школой направлениям и проводится с
41

целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно (в конце учебного года) силами самой образовательной организации с привлечением (при необходимости и по
самостоятельному решению администрации образовательной организации)
внешних экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы в школе, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими
цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной
работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их
совместной с детьми деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что
личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными
институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.
Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса могут быть:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
42

динамика личностного развития школьников каждого класса. Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем директора по УВР и ВР с последующим обсуждением его результатов на заседании классных руководителей или педагогическом совете школы. Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и
саморазвития школьников является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах:
какие прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить за минувший учебный год;
какие проблемы решить не удалось и почему;
какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.
2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по УВР, классными руководителями, активом старшеклассников и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью школы.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе
совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со
школьниками и их родителями, педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их анкетирование, диагностика педагогическими методиками. Диагностика воспитательной деятельности
представляет собой оценочную процедуру, направленную на выявление
уровня воспитанности учащегося и развития детского коллектива. Методы
диагностики позволяют прогнозировать пути и средства оптимального
построения процесса воспитания. Полученные результаты обсуждаются на
заседании классных руководителей или педагогическом совете школы.
43

Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса являются:
1) Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников (динамика личностного развития школьников каждого класса; какие прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы
появились, над чем далее предстоит работать)
2) Воспитательная деятельность педагогов (испытывают ли педагоги затруднения в определении целей и задач своей воспитательной деятельности; испытывают ли они проблемы с реализацией воспитательного потенциала их совместной с детьми деятельности; стремятся ли они к
формированию вокруг себя привлекательных для школьников детсковзрослых общностей; доброжелателен ли стиль их общения со школьниками; складываются ли у них доверительные отношения со школьниками; являются ли они для своих воспитанников значимыми взрослыми
людьми)
3) Управление воспитательным процессом в образовательной организации
(имеют ли педагоги четкое представление о нормативно-методических
документах, регулирующих воспитательный процесс в школе, о своих
должностных обязанностях и правах, сфере своей ответственности; создаются ли школьной администрацией условия для профессионального роста
педагогов в сфере воспитания; поощряются ли школьные педагоги
за хорошую воспитательную работу со школьниками).
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
- качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
- качеством совместной деятельности классных руководителей и их
классов;
- качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
- качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных
уроков;
44

- качеством существующего в школе ученического самоуправления;
- качеством проводимых в школе экскурсий, походов;
- качеством профориентационной работы школы;
- качеством организации предметно-эстетической среды школы.
Итогом анализа организуемого в школе воспитательного процесса
является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит
работать педагогическому коллективу, и проект направленных на это
управленческих решений.
Анализ воспитательной деятельности за прошедший учебный год
обсуждается на заседании классных руководителей, на педагогическом совете школы.

45


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».