Положение об организации обучения лиц с ограниченными возможностями обучения

муниципальное общеобразовательное учреждение
«Новобытовская средняя школа»
Николаевского района Волгоградской области
РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
Протокол № 1
от 31.08.2022

УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «Новобытовская СШ»
____________ Л.Н. Назаренко
Приказ № 63 – о/д от 01.09.2022

Положение
об организации обучения
лиц с ограниченными возможностями здоровья

1. Общие положения
1.1.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) –

физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,
подтвержденные

психолого-медико-педагогической

комиссией

(далее

–

ПМПК)

и

препятствующие получению образования без создания специальных условий.
1.2.

Организация

обучения

лиц

с

ограниченными

возможностями

здоровья

производится на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации»;
приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка
организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

основным

общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка
организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

основным

общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
приказа Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка
организации

и

осуществления

общеобразовательным программам»;

образовательной

деятельности

по

дополнительным

2

приказа Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 (ред. от 24.11.2015) «Об
утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным
программам среднего общего образования»;
приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»1;
приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья»2;
приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в
действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования»;
приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
приказа Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
приказа Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 "Об утверждении Порядка
обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере
образования, а также оказания им при этом необходимой помощи";
СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность

по

адаптированным

основным

общеобразовательным

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»3;

1

Стандарт применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года.
Стандарт применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года.
3
Санитарные правила вводятся в действие с 1 сентября 2016 года.
2

программам

для

3

Устава, Положения об электронном обучении и использовании дистанционных
образовательных

технологий,

Положения

об

индивидуальном

учебном

плане

МОУ

«Новобытовская СШ» .
2. Организация образовательного процесса лиц с ОВЗ
2.1. Обучающиеся имеют право на предоставление условий для обучения с учетом
особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение
социально-педагогической

и

психологической

помощи,

бесплатной

психолого-медико-

педагогической коррекции.
2.2. Дети с ОВЗ получают образование в следующих формах:
1) в образовательной организации;
2) вне образовательной организации:
по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования – на дому или в медицинских организациях4, в форме семейного
образования. Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования;
по образовательным программам дошкольного образования – в форме семейного
образования.
2.3. Для обучающихся с ОВЗ реализуются следующие образовательные программы:
–

образовательная

программа,

разработанная

и

утвержденная

МОУ

«Новобытовская СШ1»;
–

адаптированная образовательная программа, разработанная и утвержденная МОУ

«Новобытовская СШ »;
–

образовательная программа для ребенка-инвалида, разработанная и утвержденная

МОУ «Новобытовская СШ» в соответствии с индивидуальной программой реабилитации
инвалида, утвержденной федеральными государственными учреждениями медико-социальной
экспертизы (далее – МСЭ) по результатам проведения МСЭ.
Для развития потенциала обучающихся с ОВЗ могут разрабатываться с участием самих
обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы.
Реализация индивидуальных учебных планов может сопровождаться поддержкой тьютора
(ассистента (помощника)) организации, осуществляющей образовательную деятельность, на
основании рекомендации о необходимости предоставления услуг ассистента (помощника),
тьютора обучающемуся с ОВЗ формулирует ПМПК, а обучающемуся, имеющему статус
инвалида, – ПМПК и (или) МСЭ на основании рекомендаций ПМПК.
4

Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение
медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).

4

2.4.

Адаптированная

образовательная

программа

–

образовательная

программа,

адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития,
индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений
развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Дети

с

ОВЗ

принимаются

на

обучение

по

адаптированной

основной

общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на
основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
2.4. Для инвалидов и лиц с ОВЗ при обучении по адаптированным основным
образовательным программам:
–

начального общего образования срок обучения увеличивается не более чем на два

года (до шести лет освоения образовательной программы);
–

основного общего образования срок обучения увеличивается не более чем на

один год.
–

среднего общего образования срок обучения увеличивается не более чем на один

год.
2.5.

В

случае

обучения

по

адаптированным

основным

общеобразовательным

программам в МОУ «Новобытовская СШ» создаются специальные условия для получения
образования указанными обучающимися.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ
понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя
использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания,
специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных
технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление
услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую
помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение
доступа в здания МОУ «Новобытовская СШ» и другие условия, без которых невозможно или
затруднено освоение образовательных программ.
Доступность образовательной среды МОУ «Новобытовская СШ » предполагает:
доступность

для

обучающихся

с

ОВЗ

всех

помещений,

где

осуществляется

образовательная деятельность;
свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все
основные виды детской активности и учебы, наличие оборудованного рабочего и читального
мест;
2.6. Образовательные программы для обучающихся с ОВЗ могут быть реализованы в
следующих формах:

5

1)

урочной и внеурочной деятельности;

2)

с применением электронного обучения и дистанционных образовательных

технологий;
3)

сетевой и др.

2.7. Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся с ОВЗ (с
задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).
2.8. Обучающиеся с ОВЗ обеспечиваются:
1) бесплатным двухразовым питанием;
2) бесплатными специальными учебниками и учебными пособиями, иной учебной
литературой, а также услугами сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.
2.9. Государственная итоговая аттестация обучающихся с ОВЗ проводится в форме
государственного выпускного экзамена в соответствии с приказом Минобрнауки России от
26.12.2013 № 1400 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой
аттестации по образовательным программам среднего общего образования».
2.10. Обучающиеся с ОВЗ имеют право по отдельным учебным предметам по их
желанию

проходить

государственную

итоговую

аттестацию

в

форме

основного

государственного экзамена (9 классы) и единого государственного экзамена (11 классы).
2.11. Лицам с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим
основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным
основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу
и в порядке, установленном приказом Минобрнауки России от 14.10.2013 № 1145 «Об
утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными
возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим
основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным
основным общеобразовательным программам».
2.12. Лицам с ОВЗ, получившим основное общее и среднее общее образование, успешно
прошедшим государственную итоговую аттестацию в форме основного государственного
экзамена (9 классы) и единого государственного экзамена (11 классы), выдаются документы об
образовании (аттестаты об основном общем и среднем общем образовании).
3. Особенности реализации образовательных программ в урочной и
внеурочной форме
3.1. Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с
другими обучающимися (инклюзивно), так и в отдельных классах, группах или в отдельных
организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

6

3.2. Класс инклюзивного обучения, отдельный класс для обучающихся с ОВЗ
открываются на основании приказа директора МОУ «Новобытовская СШ» и комплектуются на
основании заключения ПМПК и заявления родителей (законных представителей) о согласии на
обучение ребенка в классе инклюзивного образования, отдельном классе для обучающихся с
ОВЗ.
3.3. Количество учащихся в классе определяется исходя из максимального количества
детей с ОВЗ в классах в зависимости от категории учащихся и вариантов программы.
Комплектование

инклюзивных

классов

производится

с

учетом

требований,

установленных в приложении 1 к СанПиН 2.4.2.3286-15.
3.4. При необходимости проводится коррекционная работа детей с ОВЗ. Такая работа
осуществляется на основе адаптированной образовательной программы или программы
коррекционной работы, являющейся разделом основной образовательной программы общего
образования.
3.5. Ребенку с ОВЗ может быть установлен диагностический период, по истечении
которого психолого-медико-педагогический консилиум выносит заключение о возможности
продолжения обучения такого ребенка по образовательной программе, рекомендованной
ПМПК. Данное заключение утверждается решением педагогического совета и доводится до
сведения родителей (законных представителей).
3.6. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ осуществляет социальный
педагог.
3.7. Обследование детей с ОВЗ до окончания ими освоения основных или
адаптированных общеобразовательных программ, осуществляется в ПМПК по письменному
заявлению родителей (законных представителей) или по направлению образовательных
организаций с письменного согласия родителей (законных представителей).
4. Особенности реализации образовательных программ с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
4.1. Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
может осуществляться при реализации образовательных программ в любой форме обучения
(очной, очно-заочной, заочной), а также при сочетании различных форм обучения и
осуществляется в соответствии с Положением об электронном обучении и использовании
дистанционных

образовательных

«Новобытовская СШ».

технологий

в

образовательном

процессе

МОУ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».